Системный подход к публичной отчетности

Критерий 8. Система публичной отчетности

Число компаний лидерской группы, раскрывающих информацию о системе публичной отчетности (2016-2018 гг.)

Компаний, раскрывающих информацию о совершенствовании отчетности в отчетном периоде – 28.

Построение системы публичной отчетности в компании является неотъемлемым элементом качественного стратегического и корпоративного управления. Наличие и качество системы публичной отчетности представляет интерес как для внешних, так и для внутренних стейкхолдеров компании. Внешние стейкхолдеры (инвесторы, акционеры, подрядчики и т.д.) на основании качественно составленной отчетной информации получают возможность принимать наиболее эффективные решения для управления собственным капиталом. Для внутренних стейкхолдеров (менеджмента организации) система публичной отчетности является инструментом мониторинга эффективности управления.

Методика данного Исследования включает в себя учет раскрытия информации, характеризующей систему публичной отчетности, имеющуюся у компании. В том числе, учитывается раскрытие информации о нормативной базе в области публичной отчетности, взаимодействии с заинтересованными сторонами в ходе подготовки отчета, закрепление ответственности за публичную отчетность и др.

В связи с предстоящей реализацией Концепции публичной нефинансовой отчетности компании лидерской группы пересмотрели качество раскрытия информации о системе публичной отчетности. Так, на 18% (с 22 до 26) увеличилось число компаний, раскрывающих информацию о закреплении ответственности за публичную отчетность за топ-менеджментом компаний. В то же время уменьшилось (с 28 до 25) число компаний, раскрывших информацию о закреплении ответственности за публичную отчетность за структурным подразделением. На основании динамики по этим двум показателям можно сделать вывод о том, что ответственность за публичную отчетность повысилась (перешла от структурных единиц к топ-менеджменту), что говорит о повышении требований и ожиданий от этого аспекта деятельности компаний. При этом, число компаний, раскрывающих информацию о закреплении ответственности за публичную отчетность в КПЭ, постепенно возрастает.

Отражение планов по совершенствованию системы публичной отчетности было выявлено только у 13 компаний (на 32% меньше чем в прошлом году). Учитывая положительную динамику по ряду критериев, учитываемых в данном исследовании, можно предположить, что большинство компаний в 2018 году уже проделало работу по совершенствованию системы раскрытия информации и в будущем году не планируют продолжать.

Однако, несмотря на положительную динамику по ряду показателей, системный подход к раскрытию информации и публичной отчетности все еще слабо развит даже у компаний Premium, I и II уровней прозрачности (52 компаний в 2018 году, 48 – в 2017).

Число компаний лидерской группы, раскрывающих информацию о проводимом взаимодействии с заинтересованными сторонами в ходе подготовки отчетности (2016-2018 гг.)

Практика взаимодействия с заинтересованными сторонами в ходе подготовки отчета

Наблюдается позитивный тренд в увеличении числа компаний, использующих процедуры определения существенных тем отчета. По всей видимости, это связано как с постепенным освоением соответствующих требований стандартов GRI и <ИО>, так и с требованиями ЦБ РФ о применении принципа «существенности.

Следует отметить, что вовлечение заинтересованных сторон в процесс определения существенных аспектов является неотъемлемой частью Руководства GRI и стандарта <ИО>. При этом только 35 из 52 компаний лидерской группы раскрыли в публичной отчетности информацию о вовлеченности представителей основных заинтересованных сторон в процесс определения существенных тем/аспектов. При этом наличие перечня существенных тем/аспектов присутствует у 40 из 52 компаний этой группы. Построение системы устойчивого развития компании без построения диалога с заинтересованными сторонами невозможно, это компании должны осознавать.

Положительная динамика наблюдается по раскрытию информации о выполнении обязательств перед заинтересованными сторонами, взятых в предыдущем отчетном периоде. Этот показатель вырос с 16 до 25 компаний (на 56%), что дает возможность полагать, что компании озадачены удовлетворением интересов стейкхолдеров и заинтересованы в построении диалога с ними в будущем.