Состояние корпоративной прозрачности крупнейших российских компаний

Состояние корпоративной прозрачности крупнейших российских компаний

Общее состояние корпоративной прозрачности крупнейших российских компаний

Распределение компаний по уровням прозрачности

Выводы:

  1. Только 52 компаний из 1 141 обследуемых (5%) составляют свои публичные отчеты с учетом современных стандартов. 3 российские компании раскрывают отчетную информацию на уровне лидеров международных практик (Premium уровень1). Помимо всего прочего, эти компании заверяют свои отчеты (минимум два вида внешних заверений, не считая обязательного финансового заверения). 17 компаний относятся к I уровню и составляют свои отчеты на уровне международным практик. От уровня Premium эти компании отличают менее распространенная практика заверения (только одно внешнее заверение, в большинстве случаев это только общественное экспертное или только общественное стейкхолдерское заверение). 32 компании не заверяют свои отчеты, используя при этом международные стандарты (II уровень).
  2. 148 компаний (13%) раскрывают информацию выше требований ЦБ РФ, не используя при этом международные стандарты, из них 33 это акционерные общества. Можно говорить, что компании раскрывают в своих отчетах важную информацию с точки зрения менеджмента, так как отчетная информация раскрывается без учета запросов заинтересованных сторон, т.е. ее значимость для других пользователей отчетности (помимо менеджмента компании) не очевидна.
  3. 258 (22,6%) обследуемых компаний составляют свои публичные отчеты руководствуясь только требованиями Банка России, среди них ровно 100 АО, которые не обязаны выпускать публичные отчеты.
  4. На уровнях Premium-III находится 66 системообразующих компаний, еще 34 системообразующие компании публикующие свои отчеты с учетом требования ЦБ РФ, остальные 97 не являются прозрачными. Для системообразующих компаний это имеет особую значимость, так как «корпоративная прозрачность — это «механизм уменьшения асимметрии информации между компанией и ее заинтересованными сторонами». Владея достоверной, полной, существенной информацией о деятельности компании, системе управления, направлениях ее развития, менеджмент компании и ее заинтересованные стороны имеют возможность вести открытый и конструктивный диалог друг с другом по разным, иногда острым, вопросам. Без такого диалога невозможно создание стоимости (value), устойчивое развитие бизнеса, общества и рынков, на которых работает компания. Особенно это верно, когда речь идет о системообразующих компаниях России, в которых занято более 20% работоспособного населения страны, создающих 70% ВВП2.
  5. 16 из 1 141 крупнейших российских компаний не используют в своих отчетах русский язык. Преимущественно это компании либо ведущие свою деятельность только за границей, либо являющиеся иностранными резидентами, либо заинтересованные только в иностранных рынках капитала (котируются только на иностранных биржах).
  6. 677 копаний (почти 60%) не публикуют годовые или социальные отчеты вообще (V уровень) и не являются прозрачными для стейкхолдеров, из них 65 ПАО (подробнее о составе непрозрачных компаний см. Прозрачность компаний с различной организационно-правовой формой).

1 Рremium (Премиум) уровень прозрачности – «Раскрытие информации на уровне лидеров международных практик»: отчетность подготовлена по международным стандартам (помимо выполнения требований Центрального Банка РФ, при необходимости Правительств РФ), прошла все три процедуры внешнего заверения отчетной информации (не считая заверение финансовой информации)
− заверение нефинансовой информации независимым профессиональным аудитором,
− общественное заверение отчетной информации: экспертное заверение и стейкхолдерское заверение, и представлена в формате электронного/интерактивного годового отчета (отдельного сайта), размещенного в сети Интернет. Компании могут получить от 90,1 до 100 баллов

2 Прозрачность системообразующих компаний в России, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА