Раскрытие информации по аспектам компаниями III уровня прозрачности

Раскрытие информации по аспектам компаниями III уровня прозрачности.

Компании III уровня прозрачности12 составляют большую часть прозрачных компаний (Premium-III) – 74%. Это те компании, которые заинтересованы в повышении своей корпоративной прозрачности и раскрывают больше информации, чем от них требует ЦБ. Но при это по разным причинам не используют международные стандарты корпоративной отчетности. Поэтому оценка таких компаний происходит по сокращенной методике. В 2018 году всего таких компаний – 148.

Стратегическое управление

Число компаний III уровня, раскрывших информацию о стратегическом управлении (2016-2018 гг.)

Традиционно компании раскрывают много информации о своих рисках и III уровень прозрачности не исключение в данном случае. С 2016 по 2018 год, количество компаний, раскрывающих информацию о системе управления рисками, увеличилось на 11 процентов с 104 (79%) до 127 (90%). Таким образом такие компании сообщают своим инвесторам о контроле за рисками. Аналогично компаниям Premium – II уровней, компании III уровня прозрачности все реже дают оценки в части наступления рисковых событий.

12 III уровень прозрачности - «Раскрытие информации сверх российских законодательных требований»: отчетность подготовлена сверх минимальных национальных требований к отчетности (требования Центрального Банка РФ, при необходимости Правительства РФ), то есть, дополнительно раскрывают информацию, важную с точки зрения устойчивого развития и др. Данные компании оцениваются по сокращенной методике.

Все большее количество компаний начинают раскрывать информацию о своей бизнес-модели несмотря на то, что такая информация требуется для раскрытия только в стандарте интегрированной отчетности (IR) В 2018 году 26 (18%) компаний дали текстовое описание бизнес-модели, а 25 (17%) графически ее изобразили. В прошлом году такую информацию раскрыли 20 (13%) и 21 (14) компания соответственно.

Корпоративное управление

Число компаний III уровня прозрачности, раскрывших информацию о корпоративном управлении (2016-2018 гг.)

Более чем по половине пунктов о корпоративном управлении произошёл рост в 2018 году. Намного больше компаний стали раскрывать информацию о структуре вознаграждения топ менеджеров – 107 компаний раскрыли информацию о структуре вознаграждения генерального директора, 108 – о структуре вознаграждения членов Совета директоров. Как и на Premium-II уровне это связано с пояснительным письмом ЦБ, где регулятор рекомендовал раскрывать подобную информацию 13 . Также наблюдается прирост по темам связанных с совершенствованием системы корпоративного управления. В 2018 году 54 компании (38%) раскрыли информацию о проведенных работах в этой области, когда как в 2017 году такую информацию предоставили 43 компании (29%). Меньше компаний описали планируемые работы – 40 компаний (28%) в 2018 и 37 (25%) в 2017. Традиционно компании раскрывают меньше информации о своих планах, чтобы не подвергать себя лишним рискам и лишней ответственности.

13 Подробнее аналитику о количество компаний, раскрывавших информацию о вознаграждении см. в аналитической справке.

По остальным пунктом произошло падение в количестве компаний, раскрывающих информацию. Например, меньше компаний стали раскрывать информацию о посещаемости заседаний Совета директоров. Такую информацию раскрыли 57 компаний в 2018 и 64 в 2017, что составляет 40% и 43% соответственно. Учитывая то, что компании стараются больше раскрывать информацию о структуре вознаграждения членов советов директоров, тренд на падение раскрываемой информации о посещаемости заседаний кажется странным и сложно объяснимым.

Результаты деятельности в отчетном периоде

Число компаний III уровня прозрачности, раскрывших информацию о результатах деятельности в отчетном периоде (2016-2018 гг.)

В части раскрытия информации о результатах деятельности наблюдается положительный тренд на протяжении трех последних лет. Больше всего компании описывают свои финансовые показатели – 96 компаний (68%) в 2018 году и 84 (57%) в 2017 году. Этот показатель является самым легким для раскрываемости, так как все компании обязаны составлять и публиковать свою финансовую отчетность. Зачастую эту информацию не предоставляют те компании, которые не добиваются желаемых финансовых результатах и не хотят лишней раз напоминать инвесторам и стейкхолдерам об этом. Стоит отметить, что 12 компаний (8%) в 2018 году и только 7 компаний (4%) в 2017 году не дают комментарии к своим финансовым показателем. Это может быть характерно для компаний, которые не хотят афишировать подробную информацию о финансовых показателях в условиях экономической нестабильности.

Операционные показатели не являются обязательными к раскрытию, поэтому меньше компаний публикуют их в своих отчетах – 78 в 2018 году и 59 в 2017 году. Тем не менее, такие показатели компании пытаются объяснить и комментировать (7 компаний не привели комментариев, поясняющих изменение операционных показателей в 2017 и 2018 годах).

Устойчивое развитие

Число компаний III уровня прозрачности, раскрывших информацию о деятельности в области устойчивого развития (2016-2018 гг.)

Больше всего компании III уровня раскрывают информацию о результатах деятельности в области устойчивого развития (128 из 148 компаний, 86%). Немного меньше (125 из 148, 84%) – о стратегических приоритетах в данной области. Однако по этому показателю в 2018 году наблюдается значительный прирост на 49 компаний, или на 39 процентных пунктов. Третий показатель, по которому компании повысили прозрачность – раскрытие информации о ключевых проблемах, имеющих отношение к устойчивому развитию (63 из 148 компаний, 42%). Наименьшее число компаний сообщает о закреплении ответственности за деятельностью в области устойчивого развития – только 15 из 148 компаний (10%). Но здесь виден и положительный тренд: с каждым годом число компаний, раскрывающих этот показатель, увеличивается. Меньше компаний стало описывать в отчетах основные работы и мероприятия по взаимодействию со стейкхолдерами: в 2017 году это делали 45 из 147 компаний (31%), а в 2018 году – 34 из 148 компаний (23%).

Статистика показывает, что компании III уровня прозрачности не заходят дальше декларирования приверженности целям устойчивого развития. Они уделяют недостаточно внимания раскрытию информации о планировании и реализации мероприятий, предназначенных для реализации целей, и не раскрывают информацию о распределении ответственности между менеджментом, что невыгодно отличает их от компаний более высокого уровня прозрачности.

Антикоррупционная и закупочная деятельность

Компании III уровня прозрачности чаще раскрывают информацию о закупочной деятельности (94 из 148 компаний, 63%), чем о своей антикоррупционной деятельности (53 из 180 компаний, 35%), что можно объяснить законодательным регулированием публикации сведений о закупках. За последние три года не произошло значительных изменений: раскрытие информации по данному аспекту остается примерно на одном уровне.

В 2008 году были приняты основополагающие федеральные законы в этой области, в частности ФЗ «О противодействии коррупции». Одно из направлений антикоррупционной деятельности – привлечение общественности. Возможно, неэффективность проводимой политики и незаинтересованность компаний выражается и в недостаточном раскрытии информации по этому вопросу.

В июле 2018 г. были внесены кардинальные изменения в российский ФЗ о закупках. Законодательство в этой сфере стало более жестким и регулирующим, чем можно объяснить лучшее раскрытие показателей. Закон предъявил детальные требования к документации, положил начало процессу всеобщей электронизации закупок, дал точные определения конкурентных закупок, их предмета, правил проведения. Все новые требования компании будут обязаны исполнять, начиная с 1 января 2019 года. Ожидается, что в следующем году корпоративная прозрачность в области закупок станет выше.