О инициативах, влияющих на корпоративную прозрачность

О инициативах, влияющих на корпоративную прозрачность

  1. Коренных преобразований в прозрачности крупнейших российских компаний в 2018 году не произошло. Сложилась лидерская группа, раскрывающая информацию по международным стандартам. Число компаний, входящих в нее на протяжении последних 3 лет, составляет в среднем 140 (52 в 2016 году, 48 в 2017 году, 52 в 2018 году).
  2. Возможность преобразования компаний в ПАО или АО оказала амбивалентное влияние на корпоративную прозрачность в 2018 году. С одной стороны, число делистингов на Московской бирже в 2018 году составило 11. С другой стороны, наметилась небольшая позитивная динамика в повышении корпоративной прозрачности компаний, которые уже самоопределились как ПАО (8 компаний вошли в зону прозрачности).
  3. Принятая в мае 2017 года Концепция ПНО в 2018 году не стала значимым стимулом повышения прозрачности компаний, попадающих под ее действие. Количество компаний, раскрывающих информацию с использованием международных стандартов, увеличилось (с 52 в 2017 до 57 в 2018 году 1 ). Так же увеличилось число компаний, которые используют Международный стандарт <ИО> (подробнее см. Критерий 7. Следование международным стандартам). Однако количество компаний, раскрывающих информацию выше требований ЦБ РФ, уменьшилось (129 в 2017 и 122 в 2018 году). Более 2/3 (316) компаний из выборки исследования, попадающих под действие Концепции ПНО, не раскрывают информацию вообще или раскрывают только в соответствии с требованиями ЦБ, т. е. не готовы к раскрытию нефинансовых показателей.
  4. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» существенным образом повлияла на содержание публичных отчетов в 2018 году. Почти половина компаний - лидеров прозрачности (29 из 52 в 2018 году против 10 из 48 в 2017) сочли важным рассказать о своих проектах цифровой трансформации.
  5. Наметился позитивный тренд в увеличении числа компаний, использующих процедуры определения существенных тем отчета. По всей видимости, это связано как с постепенным освоением соответствующих требований стандарта GRI и IR, так и с требованиями ЦБ о применении принципа «существенности».
  6. Рекомендации ЦБ и Кодекс КУ в части раскрытия информации вознаграждении топ-менеджеров позитивно повлияли на раскрытие информации по этому предмету. В 2017 году 124 компании раскрывали информацию о структуре вознаграждения генерального директора/президента/председателя правления, а в 2018 году такую информацию раскрыли уже 152 компании. Аналогичный рост произошел в части раскрытия информации о структуре вознаграждения членов совета директоров с 127 до 152.
  7. Последние три года наблюдается устойчивая положительная тенденция в раскрытии крупными компаниями информации о своей практике устойчивого развития (подробнее см. Критерий 5. Раскрытие информации о деятельности в области устойчивого развития).
  8. Компании начинают использовать различные международные стандарты, в частности на 37,5% увеличилось число компаний, использующих серию стандартов АА 1000 (подробнее см. Критерий 7)
  9. Исследование показало, что Рейтинг корпоративной прозрачности может использоваться в качестве инструмента мониторинга влияния инициатив на степень и качество раскрытия информации компаниями.

1 В 2018 году 7 компаний не попали на II уровень прозрачности, несмотря на то что использовали международные стандарты при подготовке своих отчетов, так как эти компании не набрали необходимое количество баллов (23,26 и больше) для попадания на этот уровень.

Показатели
1 Premium уровень прозрачности – 3 компании (0,2%)
I уровень прозрачности – 17 компаний (1,2%)
II уровень прозрачности – 32 компаний (2,9%)
III уровень прозрачности – 148 компаний (12,2%)
IV уровень прозрачности – 258 компаний (22,6%)
V (нулевой) уровень прозрачности – 677 компании (59,3%)
3 Прозрачны (соответствие Premium - IV уровням прозрачности): 296 публичных компаний (82%)
4 Коэффициент прозрачности листингуемых компаний – 2,88 Коэффициент прозрачности нелистингуемых компаний – 1,25
5 Коэффициент прозрачности системообразующих компаний – 2,02 Коэффициент прозрачности всех обследованных компаний – 1,63
6 Коэффициент прозрачности государственных компаний – 2,31 Коэффициент прозрачности частных компаний – 1,51

Показатели раскрытия информации по аспектам

Показатели
1 Средний балл раскрытия информации о стратегии и ее реализации – 1,86 (из 3,55 возможных)
2 Средний балл раскрытия информации о бизнес-модели – 1,74 (из 2,95 возможных)
3 Средний балл раскрытия информации о системе корпоративного управления – 0,96 (из 1,95 возможных)
4 Средний балл раскрытия информации о системе управления деятельностью УР и КСО – 0,91 (из 2 возможных)
5 Средний балл раскрытия информации о взаимодействии с заинтересованными сторонами – 3 (из 4,5 возможных)
6 Средний балл раскрытия информации о деятельности организации в отчетном периоде – 1 (из 2,15 возможных)

Показатели раскрытия информации по механизмам

Показатели
1 Количество компаний, использующих:
Руководство GRI – 60, из них
Международный стандарт <ИО> – 24;
Серию стандартов AA1000 – 26
2 Количество компаний, имеющих элементы системного подхода к раскрытию информации – 68
3 Количество компаний, осуществляющих взаимодействие с заинтересованными сторонами по вопросам раскрытия информации – 38
4 Количество компаний, в которых созданы Комиссии заинтересованных сторон («Stakeholder Panel») – 10
5 Аудит нефинансовой отчетности – 17 компаний
Стейкхолдерское заверение отчета – 18 компаний
Экспертное заверение отчета – 15 компаний
Использование любых двух заверений – 12 компаний
6 Подготовка интерактивных (электронных) отчетов – 43 компании
Использование приложений для мобильных устройств – 14 компаний