О состоянии прозрачности крупнейших российских компаний

Основные выводы

О состоянии прозрачности крупнейших российских компаний

  1. 52 компаний из 1 141 обследуемых (менее 5%) раскрывают информацию о своей деятельности с учетом современных требований и международных стандартов (Premium, I и II уровни прозрачности).
  2. По своей инициативе 148 (13%) компаний предоставляют информацию о своем воздействии на экологическую, экономическую и социальную сферу сверх требований Банка России. Такие компании относятся к III уровню и не используют международные стандарты при составлении своих отчетов.
  3. Только с учетом требований ЦБ РФ информацию о своей деятельности раскрывают 258 компаний (22,6%). Итого соблюдают требования Центрального Банка и находятся на уровне IV и выше только 448 компании, что составляет меньше 40% компаний из общей выборки.
  4. Большая часть российских компаний являются непрозрачными и не выпускают публичные отчеты о своей деятельности. На V уровне 676 компаний – 59% от общего числа. Большая часть из них – это компании, не обязанные в силу закона раскрывать информацию (АО, ООО, ФГУП и пр.). Всего в выборке 612 таких компаний. Однако среди компаний V уровня есть и публичные компании. Несмотря на то, что публичные компании обязаны по законодательству раскрывать информацию о своей деятельности, из всех публичных компаний 18% являются непрозрачными и относятся к V уровню. Они либо не выпускают публичных годовых отчетов вовсе, либо не размещают их на своем сайте и официальных сайтах раскрытия информации.
  5. 16 компаний выпускают отчет на иностранном языке, и являются непрозрачными для русскоязычной аудитории. Уровень прозрачности таким компаниям не устанавливается.
  6. Наиболее прозрачной является атомная отрасль. К ней относятся сразу две компании из Premium уровня. Также прозрачными являются компании, занимающиеся деятельностью в области электроэнергетики и телекоммуникаций. Как и в прошлом году эти три области являются лидирующими, причем атомная промышленность является намного прозрачнее всех остальных – ее коэффициент прозрачности в 2,5 раза больше среднего .
  7. Одним из основных драйверов корпоративной прозрачности являются биржи и их требования к листинговым фирмам. Компании, торгующиеся одновременно на зарубежной и московской бирже, являются самыми прозрачными, всего их 53. Компании, имеющие листинг только на зарубежной бирже немного прозрачнее чем компании, которые торгуются только на московской бирже. Количество таких компаний 64 и 436 соответственно. Компании, которые не имеют листинг вообще, являются абсолютно не прозрачными; их коэффициент прозрачности равен 1,25, всего таких компаний 677.
  8. Системообразующие компании остаются такими же непрозрачными, как и в прошлом году. Коэффициент прозрачности равен 2,02 – только 53% системообразующих компаний выпускают публичную отчётность. Несмотря на это среди таких компаний есть лидерская группа на Premium-II уровнях. Всего на этих уровнях 23 системообразующих компании, что составляет 46% от общего числа компаний на уровнях Premium-II.
  9. Государственные компании 1 прозрачнее чем частные. 60% государственных компаний раскрываются информацию о своей деятельности, в то время как в частном секторе только 35% фирм выпускают публичную отчетность.

1 В обследование попадают государственные корпорации и управляемые ими компании с выручкой не ниже трех миллиардов рублей