Раскрытие информации о бизнес-модели

Критерий 1. Раскрытие информации о бизнес-модели

Бизнес-модель является инструментом для стратегического управления и принятия управленческих решений: интерес в раскрытие имеется как со стороны внешне заинтересованных сторон, так и внутри заинтересованных лиц. Она представляет собой трансформацию ресурсов и их использование в создании стоимости организации.

На 2018 год почти все компании Premium – II уровня раскрыли информацию о бизнес-моделях: количество, предоставивших информацию в виде описания продукции и графического подкрепления составило 88% от общего числа лидерской группы (46 из представленных 52 компаний). Отдельно следует отметить, что бизнес-модель является обязательным элементом раскрытия информации только для компаний, отчитывающихся по стандарту . При этом, компании, раскрывающие информацию по требованиям GRI, так же пытаются описывать свою бизнес-модель, хотя таких требований в данном стандарте нет.

Число компаний лидерской группы, раскрывших информацию о бизнес-модели

По 9 из 10 показателем наблюдается положительная динамика. Наиболее раскрываемым показателем стал перечень основных продуктов и услуг, которые производит и предоставляет организация в рамках реализации бизнес-модели. Кроме того, показатель «Графические (схематическое) изображение бизнес-модели» и «Текстовое описание бизнес-модели» так же имеют раскрытие более 85%.

Раскрытие информации о «разделении капиталов» (для компании и для стейкхолдеров) вызывает наибольшую сложность у компаний. Раскрытие этого элемента не является обязательным в стандарте GRI, что сильно влияет на предоставление информации. Однако динамика положительна и улучшилась более чем на 14 п.п. в сравнении с прошлыми годами. Одна из причин может являться заинтересованность российских компаний в выходе на международную арену, в частности - выход на лондонскую и другие крупные биржи, где данный критерий является необходимым. Создании стоимости и привлечение новых инвесторов для непубличных компаний так же может являться причиной увеличения раскрываемости информации по данному критерию. Также следует отметить, что публикация такой информации является обязательно в соответствии со стандартом <ИО>, причем количество компаний, использующих этот стандарт, увеличилось на 17 за 2018 год.

Раскрытие информации о рисках

По половине параметров, связанных с рисками, наблюдается рост, по двум стагнация и по трем спад. В 2018 году больше всего компаний раскрыли информацию о системе управления рисками. Такие данные являются очень важными для инвесторов и акционеров, так как получаемый доход напрямую зависит от риска. В связи с этим для фирмы важно обозначить свою подготовленность в случае наступления риска. Более того, меньше компаний (44 в 2017 году и 40 в 2018 году) публично описывают возможные риски.

Наибольший прирост произошёл по пункту «Описание работ по управлению рисками в отчетном периоде». Вероятно, все больше компаний пытаются донести до стейкхолдеров свой обдуманный подход к развитию бизнеса и инвестированию в различные проекты.

Меньше всего фирмы публикуют карты рисков в своих отчетах. Это, скорее всего, связано с тем, что такая карта подразумевает вероятностную оценки возможности наступления риска, что непросто сделать.